Прогноз погоды в с. Три Озера Республика Татарстан

lyosha98 15 Март, 2011 Погода в с. Три Озера Комментарий

 рогноз погоды в с. Три Озера на ближайшие дни

http://weather-in.ru/tatarstan/8611

 


село Три Озера

lyosha98 15 Март, 2011 село Три Озера Комментарий

 

Три Озера в сердце России

                Первое упоминание о трёх озёрах, существовавших в государстве Волжская Булгария, содержится в летописи Ахмеда ибн-Фадлана, который 12 мая 922 года прибыл в наши края с пятитысячным посольством из Багдада. На берегах озёр располагалась тогда летняя ставка булгарского царя Алмуша. «Когда мы прибыли к царю, - пишет ибн-Фадлан, - мы нашли его остановившимся у воды, называемой Хеллече, а это три озера, из которых два больших и одно поменьше. Однако, из всех их нет ни одного, в котором дно было бы достижимо». Алмуш созвал в ставку у трёх озёр предводителей булгарских племён и представителей народа, которые выслушали письмо багдадского халифа и согласились принять ислам в качестве официальной религии Волжской Булгарии. В более позднем переводе рукописи ибн-Фадлана три озера именуются не Хеллече, а Халджа  так называли это место жившие здесь булгары.

                В материалах состоявшейся в 2009 году в Камском Устье всероссийской спелеологической конференции отмечено, что три глубоких озера, описанные в Х веке арабским путешественником Ахмедом ибн-Фадланом, имеют карстовое происхождение.  Это означает, что котловина озера образуется в результате размывания горных пород одновременно поверхностными и подземными водами. Участники конференции считают также, что это первое письменное упоминание карста на территории России.

                Однако в современной литературе, в частности, в Татарской энциклопедии, встречается ошибочная версия искусственного происхождения этих озёр. Версия, видимо, возникла потому, что помещики Молоствовы, владевшие селом Три Озера в течение 226 лет, не раз расширяли границы озёр, используя для этого ручной труд своих крестьян. Поэтому в некоторых архивных документах и остались сведения, что озёра копаные. Ошибочность этой версии подтверждает уже то, что в жалованной грамоте, выданной Ивану Ивановичу Молоствову в 1689 году, ещё до создания здесь русского поселения, впервые упоминается «урочище Три Озера», то есть участок с озёрами, резко отличающийся от окружающей его местности.

                 Исторические русские названия трёх озёр зафиксированы в Списке населённых мест Казанской губернии за 1859 год  Атманское, Чистое и Курышевское. В советские времена названия исказили, и озёра стали именоваться Атаманское, Чистое и Безымянное  сначала в просторечии, а затем и в официальных документах. В 1978 году все три озера были объявлены памятниками природы Республики Татарстан.

Атманское озеро

Атманское озеро расположено в северо-западной части села Три Озера. До революции самая крайняя улица здесь в народе называлась Атманки (современная Садовая), от которой и озеро стали именовать Атманским. Предположительно, слово «атманки» в народных говорах могло означать крайнюю улочку селения, расположенную на отшибе. Слово «атаман» к происхождению назания озера не имеет никакого отношения. По официальным данным, сегодняшняя площадь водного зеркала Атманского озера  14 гектар, объём - 113 тыс. кубометров, длина 500 метров, максимальная ширина 380 метров, средняя глубина 0,8 метра, максимальная глубина 1,8 метра. Форма овальная, вода жёлтого цвета, без запаха, очень мутная, маломинерализованная. Питание за счёт атмосферных осадков и грунтовых вод.

Чистое озеро

Чистое озеро расположено в центре села у Христо - Рождественской церкви. На-звание изначально дано в связи с более прозрачной, чистой по сравнению с дру-гими озёрами, водой. Объясняется это тем, что талые воды с полей поступали сю-да всегда из Атманского озера уже несколько отстоявшимися. Кроме того, Чистое озеро самое глубокое, незаиленное, и в нём наиболее активно происходит про-цесс пополнения его подземными водами. По официальным данным, сегодняш-няя площадь водного зеркала Читого озера 13 гектар, объём - 220 тыс. кубомет-ров, длина 640 метров, ширина 380 метров, средняя глубина 2,0 метра. Форма округлая, питание за счёт грунтовых вод.

Курышевское озеро

Курышевское озеро находится в южной части села. Словом «курыш» (с ударени-ем на «ы») в старину в России называли индюка, точнее индейского петуха. Воз-можно, крестьяне в этой части села Три Озера отличались в старину разведением индеек, или курышей, в связи с чем улочки здесь могли получить в народе назва-ние Курыши, а озеро рядом с ними Курышевское. Безымянным оно стало в советские времена, когда в народной памяти стёрлись многие дореволюционные названия. По официальным данным, сегодняшняя площадь водного зеркала Курышевского озера 10,4 гектара, объём - 135 тыс. кубометров, длина 480 метров, максимальная ширина 410 метров, средняя глубина 1,3 метра, максимальная глубина 1,9 метра. Форма круглая, озеро имеет утойчивое подземное питание (в другом источнике указано, что питается за счёт атмосферных осадков и грунтовых вод). Вода слабминерализованная, очень мягкая, слабомутная, жёлтого цвета, без запаха, гидрокарбонатно-сульфатно-кальциевого типа.

Храм « Рождества Пресвятой Богородицы»

На берегу Чистого озера стоит храм, похожий на величественный замок. Это одна из старейших и красивых церквей Спасского района, которая построена в 1771 году на средство помещика Льва Ивановича Молостова. Спустя сто лет храм перестроил другой Молостов – Михаил Модестович. Первое богослужение состоялось в 1778 году, службу здесь велась без перерыва вплоть до 1930 года. А потом пришли иные времена… Вряд ли Молостовы могли предложить, что в храме, в святом месте, разместится склад для зерна. Ещё в 1997 году здесь была мельница, стояли жернова… Храм является памятником архитектуры , выполненным на высоком художественном уровне. Христа - Рождественская церковь – трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с пределами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Отдельно стоящая колокольня имеет строгие классические формы. Сейчас в Спасском районе на селе 6 действующих храмов. В церковной ограде хоронили членов семей местных помещиков Молотовых . Сейчас могилы заброшены. Правда, у местного батюшки Георгия есть задумка очистить и облагородить прилегающую к церкви территорию, чтобы люди сполна могли насладиться величием и красотой храма. Но на все нужны деньги, а их в приходе отца Георгия, так же, как и у прихожан, немного. 26 июня / 9 июля. Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь иконы Тихвинской Чудотворной Божией Матери, явленной земле Российской как благая весть. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы, одобренная Ею со словами: « С этим образом благодать Моя и сила», - икона была передана в дар правителю Антиохи Феофилу. После его кончины была перенесена в Иерусалим и в V веке – в Константинополь, где для иконы была выстроена церковь, известная как Влахернская. Несколько столетий спустя, в 1383 году икона была явлена в небе над Ладогой. Сопровождаемая толпами ладожских рыбаков, крестьян, женщин и детей, священниками и монахами, икона шествовала по Русской земле. На месте, выбранном Ею, реке Тихвинке возведена церковь, вокруг которой впоследствии был основан монастырь Самой Царицы Небесной Её Чудотворным образом, ставший Великой лаврой Успения Пресвятой Богородицы. Разгорался свет Чудотворной иконы Тихвинской по Русской земле, в годы Смут собирая Русь воедино, защищая от внешних врагов, милость страждущим изливая, чудесами в вере утверждая.          Имела икона одну особенность – сама выбирала место своего пребывания. Так, в годы Великой Отечественной войны, когда оскудела вера и воцарилась безбожье, икона покинула Россию и полвека пребывала в Америке в Чикаго в Свято - Троицком Соборе. Лишь в 2004 году возвратилась на Русскую землю, в Тихвинский Свято – Успенский монастырь, а с иконой возвратилась на землю и благодать « Чадоподательница » Один из списков Чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери ( ix века ) находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера Спасского района Республики Татарстан и занимает центральное место. Как любящая мать Пресвятая Богородица заботится о семейном благополучии всех с верою к Ней притекающих и приносит в семьи великую радость - зачатие и рождение детей. «Чадоподательница» - ласково называют эту икону в храме. С любовью и надеждой припадая к Чудотворному образу, люди уходят утешенные Ею, возвращаясь уже с благодарностью к Ней.


Христо - Рождественская церковь

lyosha98 15 Март, 2011 село Три Озера Комментарии (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

Старинное и красивое село Спасского района Три Озера не зря так называют. Оно раскинулось на берегу трех озер, похожих на голубые глаза в обрамлении густых ресниц зелени. Ох, и красотища здесь летом! Зимой, понятное дело, пейзаж построже, побелее. Но тоже впечатляет. Особенно когда идешь по узенькой тропинке прямо по озеру, по Атаманскому, чтобы сократить путь, к церкви.

Христо-Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с приделами во имя Святых Мучеников Благоверных князей Георгия и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом - колокольня строгих классических форм. Это один из старейших и красивейших храмов Спасского района, он построен в 1771 году на средства помещика Льва Ивановича Молоствова, владевшего в ту пору селом Три Озера. Первое богослужение в церкви состоялось в 1778 году, службы здесь велись без перерыва вплоть до 1930 года. А потом пришли иные времена...

Церковь расположена почти у самой воды. Когда-то к озеру можно было спуститься по изящной ажурной лестнице, от нее остался лишь небольшой фрагмент. Местный батюшка Георгий Кондратьев мечтает очистить и облагородить прилегающую к церкви территорию, чтобы люди сполна могли насладиться величием и красотой храма.

Особенно много народа собирается в церкви на Рождество Христово. Оно и понятно - это особенный праздник (его называли на Руси важнейшим и благороднейшим), который одинаково радует и детей, и взрослых добротой, благородством, подарками. Ведь в старину принято было отмечать не Новый год, а Рождество - 25 декабря по старому и 7 января по новому стилю.

В Трех Озерах стало традицией проводить 7 января в церкви детские рождественские утренники. Дети водят хороводы вокруг елки, поют песни во славу Рождества Христова, получают подарки, перевязанные золотыми и красными ленточками. Радуются вместе с детьми и взрослые. К Рождеству принято украшать дом букетами, венками из еловых лап, фигурками домовых, красными свечами. Не обойтись в этот день без застолья - праздничный стол накрывают белоснежной скатертью, на нем обязательно должны присутствовать двенадцать рождественских блюд. Ну что ж, веселого всем Рождества!

 


Ансамбль "Славяне"

lyosha98 15 Март, 2011 село Три Озера Комментарии (1)

"Славянские" березки

Напротив Трехозерского сельсовета стоит полуразрушенное и зияющее пустыми окнами-глазницами здание бывшего комбината бытовых услуг. Да, существовало когда-то такое заведение в селе Три Озера Спасского района, пользовалось большой популярностью у населения. И десять лет на комбинате бытовых услуг работал телемастером наш герой Владимир Петряев. Не сказать, что по зову сердца занялся этим ремеслом, просто одно время человеку больше некуда было податься - тяжелое наследственное заболевание мышц сделало его инвалидом...

Но то было давно, а в настоящее время В.Петряев руководит в сельском Доме культуры вокально-инструментальным ансамблем "Славяне" и одновременно является директором Болгарского филиала музыкальной школы искусств по классу баяна. Владимир Яковлевич удивительный человек - волевой, интеллигентный, умный, добрый. Недаром к нему так тянется молодежь.

Мы пришли к Петряевым под вечер, когда на село опустились сумерки. Маленький грустный домик с видавшим виды деревянным крылечком на берегу озера... Подумалось: здесь наверняка живут боль и одиночество. Ведь мы шли в гости к инвалиду первой группы и его сестре, тоже инвалиду. Но поняли, что ошиблись, едва отворили дверь в аккуратную и чистую горенку и увидели склоненную над кнопками баяна юную девичью головку, а рядом, в инвалидной коляске, и самого учителя - Владимира Яковлевича Петряева. Одиночеством тут и не пахло! Что же касается боли...

В детстве он даже не успел толком помечтать о том, кем быть. Потому что уже в 15 лет оказался прикован к постели, и ни летчиком, ни моряком, ни даже простым инженером стать уже не мог.

Одно время была мысль поступить в техникум связи, но, представив, как его станут вносить на руках в аудиторию и как нелепо он будет выглядеть на фоне здоровых студентов, тут же решил никого, в том числе и себя, не напрягать учебой. К тому же инвалидная коляска в то время была непозволительной роскошью и для городского инвалида, что уж говорить о пареньке из глухомани.

Оставалось одно доступное увлечение - музыка. Молодежь конца шестидесятых сходила с ума от "Битлз". Юный Владимир Петряев не был исключением. Тем более что хорошо играл на семиструнной гитаре. А хотелось взять в руки необычную и очень модную в ту пору электрогитару, как у знаменитых англичан. Но где ее купить, а главное, откуда взять столько денег?

А тут один знакомый парнишка попробовал собственными силами такую красоту смастерить. Смастерить-то он ее смастерил, а вот подключить не смог. Принес Володе Петряеву, который давно уже техникой увлекался, даже выписывал журнал "Радио". Допотопной и смешной была та первая электрогитара, однако факт - Володька смог ее подключить и на ней можно было худо-бедно бренчать.

Но, как говорится, нет предела совершенству. Владимир загорелся сделать собственную, более "качественную" электрогитару. Составил чертежи, схемы, достал нужные детали. В этом ему очень помогли лучшие друзья - братья Морянины, Саша и Коля (Николай впоследствии стал поэтом), и Женя Гладков. Общими усилиями сделали довольно приличный по тем временам инструмент. Но одна гитара - не ансамбль, а хотелось создать музыкальный коллектив. И ребята придумали приделать датчики к акустическим гитарам, достали усилитель, а в качестве ударного инструмента приспособили... пионерский барабан. Так родился ансамбль. Его назвали торжественно - "Славяне" (идея Коли Морянина).

Репетировали на крыльце у Володи Петряева или на лужайке рядом с его домом. Как-то мимо проходил парторг совхоза, присел, хмыкнул и говорит:

- А ведь хорошо у вас получается, хоть и самоучки. Приходите выступать в клуб.

Это было не просто приглашение, это было признание! Володя Петряев постеснялся пойти в народ. Остальные же участники ансамбля упаковали самодельные инструменты и с энтузиазмом потащили их в сельский клуб - он в ту пору находился в бывших барских конюшнях на берегу озера. Володя с завистью смотрел на них в окно и думал, что в клубе, конечно же, будут танцы, которые он терпеть не мог. Ребята вернулись поздно вечером воодушевленные и счастливые. Их выступление прошло на "ура".

Для Володи Петряева началась новая жизнь - на второй концерт его все-таки затащили. Он независимо и гордо сидел в сторонке, на операторском месте, и регулировал работу электроаппаратуры.

Так в селе Три Озера родился инструментальный ансамбль. А вскоре он обрел солистов-вокалистов. Приехали на лето городские пацаны из Казани и предложили: "Давайте попробуем вместе: вокал - наш". Потом нашлись и свои, сельские голоса.

Ребят заметили, стали везде приглашать. Колхоз не скупился - выделял транспорт. Ездили с концертами по окрестным селам, выступали в райцентре и даже в Казани побывали на фестивале комсомольской песни, став дипломантами.

Состав ансамбля постоянно менялся: закончив школу, молодежь разъезжалась кто куда. Всегда на месте оставался только Владимир Петряев, которого безоговорочно признали художественным руководителем коллектива. В начале

90-х годов Владимир Яковлевич создал в селе еще два ансамбля - только уже в составе девчонок, и назывались они "Мечта" и "Последний шанс". Словом, культурная жизнь в селе била ключом. На фестиваль "Трехозерская весна" в Три Озера съезжались музыкальные коллективы со всего района.

Каждый год в августе на берегу озера возле дома Владимира Яковлевича Петряева собирается народ. Много бывает приезжих. Объятия, радостные возгласы, воспоминания, фото на память и... новая березка. Так повелось, что каждый, кто был "славянином", должен посадить березу. Целая роща уже выросла! Скоро ансамблю исполнится тридцать лет. Поседели мальчишки, которые его когда-то создавали, но по-прежнему глаза их светятся задором.

Руководителем сельского Дома культуры лет двадцать тому назад был симпатичный и обаятельный парнишка Анатолий Глухов, который дружил с Владимиром Петряевым. Часто вместе репетировали, спорили, строили планы, ведь Владимир тогда еще верил, что медицина продвинется вперед и доктора поставят его на ноги. Глухов поддерживал в нем эту веру и говорил, что о таланте Володи еще узнает весь мир. Как-то Анатолий съездил по турпутевке во Францию, а вернувшись, сообщил друзьям, что отныне мечтает жить только там. Над ним, конечно, посмеялись, мол, ишь ты чего захотел. Но прошло время, Анатолий стал студентом Ленинградского института имени Крупской, женился и, представьте себе, уехал-таки во Францию!

До сих пор в доме Владимира Яковлевича раздаются телефонные звонки с родины знаменитого шансонье Шарля Азнавура. Никто уже не удивляется - это подает о себе весточки месье Анатоль Глухофф. Подолгу на проводе висит, минут по тридцать. Смеется, когда его останавливают, говорит, что у них это дешево...

А Владимир Петряев живет все в тех же Трех Озерах, вот отметил недавно свое 60-летие.

   


Музей Габдуллы Тукая в деревне Кырлай

lyosha98 15 Март, 2011 Год Г. Тукая Комментарий

                        Музей Габдуллы Тукая в деревне Кырлай

http://www.museum-center.ru/portfolio/memorial/tukai.aspx


 

Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая

http://www.tatar.museum.ru/M1818



Мемориальный комплекс, фрагмент экспозиции

 

Музейный комплекс Г. Тукая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГАБДУЛЛА ТУКАЙ – ТАТАР ХАЛКЫНЫў БиЕК ШАГЫЙРЕ

tukai.ppt 


Жизнь и творчество Габдуллы Тукая

lyosha98 15 Март, 2011 Год Г. Тукая Комментарии (4)

Габдулла  Тукай

(26 (14).04. 1886 – 15 (2).04. 1913)

Габдулла Тукай. Фото 1911 г.

 

Габдулла Тукай (настоящее имя – Габдулла Мухаммедгарифович Тукаев) родился 26 апреля 1886 года в семье муллы Мухаммедгарифа в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне это Тукаевский район Республики Татарстан). Род Тукаевых, по преданию, насчитывал семь поколений мулл. О предках поэта известно очень мало: дед Тукая, Мухаммедгалим, в 1835 году получил «указ», то есть свидетельство на звание муллы.       Будущий поэт рано осиротел: ему было пять месяцев, когда умер его отец Гариф-мулла, а через несколько лет Габдулла лишился и матери. С трёхлетнего возраста он жил в разных семьях. Приёмные родители часто менялись, и на одном месте маленький Габдулла долго не задерживался. С малых лет Тукай испытал все невзгоды сиротской жизни.

«Терзаем стужей и жарой, я в муках жил.
Я всё видал!
Бродил по миру сиротой, среди могил.
Я всё видал!»,

-писал он в одном из стихотворений, вспоминая детские годы.
      Скитания Тукая закончились неожиданно: его взял на воспитание крестьянин Сагди из деревни Кырлай. Жена муллы начала обучать Габдуллу азбуке, а затем его отдали в школу.

В семье Сагди Габдулла жил до девяти лет, пока в Уральске не нашлась его родственница – сестра Газиза- младшая. Осенью 1895 года она забрала брата к себе. В старинном городке уральских казаков Габдулла учился в медресе (мусульманская школа) и посещал «русский класс». По своим знаниям и способностям Тукай намного опережал своих сверстников. Будущий поэт не только хорошо учился, но и успевал заниматься репетиторством и обучением шакирдов (учеников) старшего возраста русскому языку, а ещё переписывал различные бумаги, этим он зарабатывая себе на жизнь.
      К шестнадцати годам определились основные черты характера будущего поэта, сформировались его убеждения и взгляды на жизнь. Тукай стал широко образованным человеком: хорошо знал русскую, европейскую и восточную культуру, владел несколькими языками, знал много сказок и мастерски их пересказывал. Он хорошо пел, правда, голос его не отличался особой красотой и силой, но пел он как-то по-особенному, до тонкостей передавая малейшие переливы мелодии.
      С 1902 года Тукай начал писать стихи. В 1905 году он поступил на работу в газетно–журнальную типографию Уральска: сначала наборщиком, а затем корректором и редактором. С середины 1906 до осени 1907 года, то есть за год с небольшим, Тукай написал около пятидесяти стихотворений, одну поэму, а также свыше сорока статей и фельетонов. Имя Тукая – поэта становилось все более известным за пределами Уральска, хотя он не выпустил ещё ни одной книги. Из различных журналов и газет начали поступать к нему предложения о сотрудничестве.
      Осенью 1907 года молодой поэт переехал в Казань – центр татарской культуры. За 1909 –1910 годы поэт написал около ста стихотворений, две стихотворные сказки, автобиографический очерк «Что я помню о себе», статью о татарском народном творчестве, около тридцати фельетонов и рецензий, выпустил двенадцать книг.       Поэт много лет собирал народные песни и баиты (произведения лирико–эпического характера). В Казани его собирательская работа продолжилась, перейдя в углублённое изучение народного творчества. В 1910 году Тукай выпустил часть собранных песен отдельной книгой «Национальные мелодии».       В эти же годы он начал писать стихи и прозаические произведения для детей. Поэмы «Шурале», «Коза и баран», «Водяная», «Кисанька», а также пятьдесят стихотворений, около ста переводных басен в прозе – всё это было создано им за пять лет. Особое место в его творчестве заняли произведения: «Ребенку» (1910), «Призыв к труду» (1911), «Весёлые странички» (1910), поэма «Шурале» (1907) и баллада «Водяная» (1908). «Шурале» и «Водяная» созданы на основе народных сказок. Тукай составил две хрестоматии по татарской литературе для чтения в школе. Поэт был признан основоположником татарской детской литературы.
      Гайдулла Тукай многое успел бы ещё написать, если бы не тяжелая болезнь – туберкулёз лёгких. Здоровье было подорвано, требовался отдых и лечение. Тукай путешествовал в Нижний Новгород, Астрахань, Уфу и Петербург. Из Петербурга поэт снова вернулся в Уфу и друзья посоветовали ему полечиться кумысом в Троицке. На поезде из Уфы поэт должен был доехать до станции Полетаевка и сделать пересадку, но оказалось, что поезд сделает остановку только в Челябинске. Так Габдулла Тукай попал в наш город в начале мая 1912 года. Здесь его встретили, накормили и после короткого отдыха отправили в пролётке в Полетаевку. Ночью Тукай сел в поезд, а утром прибыл в Троицк и остановился в доме муллы Габдрахмана Рахманкулова. Через несколько дней Тукая увезли в степь, за двадцать пять километров от города, и рядом с двумя казахскими юртами поставили шатёр специально для него. Так начался для поэта «курорт». В первые дни и недели самочувствие его было неплохим, что подтверждают строки стихотворения, написанного им в степи:

Ей-богу, ей-богу, ей-богу,
Счастлив, ей-богу, в степи человек!
Земля зелена, всюду птицы щебечут, -
А воздух, ей-богу, хоть мажьте на хлеб!
И белое облако, словно кочевник,
Средь неба, ей-богу, легко на ночлег!
А ветер чуть тронет, трава заиграет,
Бурля, закипает, ей-богу, вся степь!

      Такое настроение длилось недолго. Уже в июне в своих письмах он начал жаловаться на скуку и тоску по Казани. И всё же, Тукай ещё до середины июля жил в степи. В это время его навещали поклонники из города, а сам он несколько раз ездил в Троицк в гости.
      В конце июля 1912 года Тукай вернулся в Казань, снова начал много писать и работать. Но победить тяжёлую болезнь поэту не удалось.       Габдулла Тукай умер 15 апреля (по старому стилю 2 апреля) 1913 года. Его похороны превратились в многотысячную процессию. В этот день все татарские газеты посвятили ему специальные номера. В знак траура был отменён рабочий день в издательствах и книжных магазинах, занятия во всех медресе. Целую неделю в газеты продолжали публиковать телеграммы соболезнования из самых разных уголков России.
      Всего лишь 26 лет прожил этот выдающийся татарский поэт – просветитель, но за восемь лет своей творческой жизни он успел сделать многое. Габдулла Тукай стал основоположником татарского литературного языка, блестящим литературным критиком. Он стал символом татарской культуры. Самое главное наследство, которое он оставил своему народу – это его поэзия: для взрослых и детей. Тукай был поэтом-новатором в подлинном смысле этого слова. В своих стихотворениях он первым по-настоящему выразил певучесть души своего народа, рассказал о его чаяниях и мечтах.
      Глубокое знакомство с русской литературой, с произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А Некрасова сыграло большую роль в творчестве Габдуллы Тукая. Во многих своих стихотворениях он называл Лермонтова и Пушкина своими наставниками («Пушкину», 1906; «Размышления одного татарского поэта», 1907; «Отрывок», 1913 и др.). Л. Н. Толстого он считал самой первой косточкой «священных чёток» русских писателей. Велика заслуга Габдуллы Тукая в пропаганде русской литературы. Он сделал прекрасные переводы на татарский язык произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, А.Н. Майкова, А.Н. Плещеева, Я.П. Полонского, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, А.К. Толстого.
      Творчество Тукая давно перешагнуло национальные границы и стало явлением интернациональным. Его произведения переведены на многие языки и широко известны в нашей стране и за рубежом. Решением ЮНЕСКО 1986 год, год 100-летия поэта, был объявлен годом Габдуллы Тукая, и отмечался во всех странах мира. В том же году в Казани был открыт Литературный музей поэта и установлен памятник.
      Значение Габдуллы Тукая для татарского народа огромно. Он выполнил в своей культуре ту же историческую миссию, что и Пушкин в русской культуре, Шевченко в украинской, Абай в казахской…
      Жизнь поэта продолжается в его бессмертных произведениях, воспевающих красоту души людей труда.

Книги Г.ТУКАЯ для детей
(из фонда Областной детской библиотеки им .В.В. Маяковского).

ТУКАЙ Г. Водяная: Сказка /в стихах: Для дошк. и мл. шк. возраста/ Г. Тукай; Пер. с тат. Р.Бухараев; Худож. В.Карамышев. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. – 12с.: цв.ил.
ТУКАЙ Г. Вступающим в жизнь: Стихи и сказки / Г.ТУКАЙ; Пер. с тат.; Послесл. А.Файзи; Примеч. С.Липкина; Рис. И.Купряшина. - 2-е изд. – М.: Дет. лит., 1966. – 142с.: ил.; 1л. портр.
ТУКАЙ Г. Кончил дело – гуляй смело: /Стихи: для мл. шк. возраста/ Г.ТУКАЙ; Пер. с тат.; Худож. Т.Хазиахметов . – Казань: Татар. кн. изд-во, 1986. – 21с.: цв.ил.
ТУКАЙ Г. Мальчик с дудочкой: Стихи /Для мл. шк. возраста/ Г.Тукай; Пер.с тат.; Худож. Р.Халимов. – М.: Малыш, 1986. - /24/с.: цв.ил.
ТУКАЙ Г. Шурале: Поэма – сказка /Для мл. шк. возраста/ Г.Тукай; Пер. с тат. С.Н. Иванова; Худож. Б.Альменов. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1989. - /29/с.: цв.ил.
ТУКАЙ Г. Шурале: Сказка / Г.Тукай; Пер.с тат. Р.Бухараева; Худож. Н.Альмеев. – М.: Сов. Россия, 1986. - /53/с.: ил.
ТУКАЙ Г. Шурале: /Сказка в стихах: Для мл. шк. возраста / Г.Тукай; Пер. с тат. С.Липкина; Худож. Ф.Аминов. – М.: Сов. Россия, 1976. – 15с.: цв.ил.
ТУКАЙ Г. Шурале / Г.Тукай; Пер. с тат. С.Липкина; Рис. Ф.Аминов. – Л.: Художник РСФСР, 1967. – 24с.: ил.

Литература о жизни, творчестве и пребывании на Южном Урале.

ГАБДУЛЛА Тукай // Агеносов В.В. Литература народов России. 19-20 в.: Учеб. пособие для 10-11 кл. / В.В. Агеносов, Е.А. Маймин, Р.З. Хайруллин. – М., 1995. – С. 278 - 285: портр. С.284: О поездке Тукая в г.Троицк на лечение.
ГАБДУЛЛА Тукай (1863-1913) // Литература народов России: Учеб. хрестоматия для 9-11 кл. – СПб, 1995. – С. 134 - 135.
ГАБДУЛЛА Тукай (1886-1913) // Родная поэзия. – М., 1962. – С. 399 - 401: портр.
ГАЙНУЛЛИН М. Тукай, Габдулла // Краткая литературная энциклопедия. Т.7. – М., 1972. – С.644 - 645: портр.; фот.
ИСХАК А. Самый любимый поэт /А. Исхак // Магнитогор. рабочий. – 1996. – 12 июля.
МИХАЛКОВ С. Судьба связала нас / С. Михалков // Михалков С. Ответственность перед временем. – М., 1990. - С. 81- 83.
МУХАНОВ Г. На берегах Волги и Камы: Лит. музеи Республики Татарстан – бесценный лит.сад / Г. Муханов // Мир музея. – 2003.- № 4. - С. 20 - 26: ил.
НУРУЛЛИН И. Напевы мятежного саза: Повесть о жизни и творчестве Г. Тукая // И. Нуруллин. Тукай Г. Стихотворения, поэмы, сказки / Г.Тукай; Пер. с тат.; Рис. Б.А. Мокина. – М.: Дет. лит., 1986. – 222с.: портр., ил. С.98,100,103-105: В начале мая 1912 г. Тукай проездом был в Челябинске, затем жил и лечился в Троицке.
НУРУЛЛИН И. «Целый мир в твоём богатстве я постиг…» / И. Нуруллин // Дет. лит. – 1971. - № 7. – С. 53-56: портр.

Несколько стихотворений Г. ТУКАЯ для детей .

Ель.

Поздней осенью желтеют все деревья и кусты.
В эту пору и лужайки, и леса желтым-желты.

Ивы, яблони, березы – всё как будто бы больны:
С каждым днем на них всё больше нездоровой желтизны.

Не страшны одной лишь ели ни морозы, ни метель –
Осень позднюю и зиму зеленеет гордо ель.

1909г.

Солнце и Луна.

На Гималаях в колыбели золотой
Спит солнце ясное вечернею порой.
И ветер тихий от него не отойдет,
Лелеет сон его всю ночку напролёт.

А чуть проснется солнце, ветер засвистит
И о природе утра всех оповестит.
Вот пролетает он по всем краям опять:
- Скорей вставайте! – говорит он. – Хватит спать!

Лишь только солнце покидает колыбель,
Ложится месяц, младший брат его, в постель.
И в колыбели золотой – звезда к звезде –
Созвездья дремлют, словно птенчики в гнезде.

Спит крепко месяц до заката, а потом
Вновь улыбается земле своим лучом.
По-братски солнце чередуется с луной,
И свет их дружеский сияет над землей.

1909г.

Слова к зиме

 

Сгинь, мороз белобородый! Видишь, прямо с горки той
Катится весна-царица к нам в коляске золотой!

Торопись исчезнуть, старый, убегай же поскорей!
Не видать тебе пощады от владычицы полей.

У царицы нет оружья, но зато её полки
Пестрокрылы, и несметны, и летучи: мотыльки!

1910г.

К птицам.

Я не трону вас, птицы, меня не пугайтесь, пичуги.
Я лишь пение ваше послушать хочу на досуге.

Всё, что бог внушил, распевайте при мне без тревоги,
Не ношу я ружья, не расставил силков на дороге.

Пойте смело, спокойно, не трону я вас, не задену,
Мне ли жизни на воле не знать настоящую цену?

Так не бойтесь меня, я ловить вас не буду, постойте!
Не шумя, не дыша, буду слушать вас…Пойте же, пойте!

1910г.

Белый дед.

Когда пушистый снег оденет белый свет,
Когда наш голый сад от снега станет сед,
Опять приходит к нам, пургой запорошен,
Игрушек накупив, наш белый-белый дед.
«Спасибо, милый дед! – ему кричим в ответ.-
Дай бог тебе прожить как можно больше лет!»
Бедняга дед всегда нас радовать готов,
Хоть слякоть, хоть пурга – ему и дела нет.

1910г.

В школе.

Лес и поле оголила осень жёсткою рукой,
И уже зима выходит в белой шубе меховой.

Хлеб убрали, стало тихо и пустынно на полях,
Птицы южные вернулись зимовать в родных краях.

Стало тихо и в деревне, словно скука бродит там,
Звуки летние исчезли. Где ж весёлый шум и гам?

Вся природа подурнела и на время умерла,
Только в школе оживленье, только школа весела.

В школе вслух читают дети. Будь прилежна, детвора!
Вас к учению вернула вновь осенняя пора!

1910г.

Счастливый ребёнок.

Очень счастлив тот ребёнок, что в занятия влюблён,
Чтит учителя и помнит всё, что на дом задал он.

По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,
Не шалит и не играет, коли ждёт его урок.

К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черед,
Не смеётся над несчастным, слабым руку подаёт.

1910г.

РАСКАЯНИЕ

Познавший рано подлинную сущность

Сквозь лЖивую, слащавую наружность,

Как мог сойти я с истинной дороги,

 Дав руку проклятым, не знающим о Боге?!

Как мог предать мой идеал великий,

Обманутый их льстивою улыбкой?!

Как голове моей могло случиться

В их чёрной стае стать ночною птицей?!

Зачем от них тогда подальше не был,

 Как одинокая звезда на небе?

Горел себе и не спускался б с неба,

Не приближаться к этой грязи мне бы!

Чрез много лет, сгорая одиноко,

 Потом потух бы по завету Бога.

Теперь я раб, не вырваться на волю,

Ни радости вокруг, ни света боле.

Обвили с четырёх сторон, как кольца,

Предатели застят луну и солнце.

Нет воздуха душе моей для вдоху,

Смрад справа, слева, снизу смрад и сверху.

В себе спасенье: смоЖешь - прорывайся,

А если нет - останься, задыхайся!

  

ПЕРЕД СНОМ

Прости меня, любезный БоЖе,

Что плачу я по пустякам.

Шалю, бывает, много то же

И предаюсь тогда слезам.

Прошу тебя о главном самом,

Перед тобой я слёзы лью:

Спаси, помилуй мою маму,

Отца и бабушку мою.

А такЖе дедушку, сестрёнок.

 Ещё боюсь я страшных снов.

Прости меня, ведь я ребёнок.

Пускай трещит от Жарких дров,

Уютом комнату наполнив,

Когда проснусь, наутро печь.

Пусть маме ангел Твой напомнит

 На завтрак нам блинов испечь.

Тебя тогда, напившись чаю,

Как стану я благодарить!

Пусть будет утром синий купол

И птички разные в саду.

Пусть брат моих не тронет кукол

- Всё напиши мне на роду.

1913 

 ЙОКЫ АЛДЫННАН

(РУСЧАДАН МОКТШБШС)

Гафу ЩйлЩ, кичер мине, ходам —аным,

Бик еш була кЩ—ЩлЩнеп елауларым;

 Кайсы чакта артык шаян булып китеп,

Берчак юктан гына ямансылауларым.

КичерелсЩче, тЩЈрем, бЩгърем Щти, Щни,

ДЩу Щнием, апайларым, бабай, Щби;

 Хозурында гЩЇ»Щр яшем тЇгеп телим,

Кабул ЩйлЩ, тЩЈрем, Щле мин бик «нЩни».

йокымда да кЇрсЩтмЩгел яман тйшлЩр

(Аннан куркып уянгалыйм »аман кичлЩр);

ИртЩ белЩн мин торганда, матур булып,

ГйрлЩп торсын шытыр-шытыр янган мичлЩр.

»Щм бер эшне ЩнкЩемнеЈ исенЩ тйшер,

Дисен аЈар бер фЩрештЩЈ: «Коймак пешер!»

ИртЩ белЩн коймак ашап чЩй эчкЩчтЩн,

ТЩЈрем, сиЈа кылырмын мин меЈлЩп шйкер.

ИртЩгЩ кйн матур булсын »Щм бик аяз,

Бакчабызда тйрле кошлар бирсен аваз;

Шаян энем курчакларга тимЩсен лЩ!

БигрЩк монсын изге лЩЇхелмЩхфузга яз.

  

К®ўЕЛЛЕ СШХИФШЛШР 

Бакчы аучыга, Кош аулаучыга;

Шактый читен эш: Арый, талчыга.

ИйгрЩ дЩ чаба, Кич, иртЩ бердЩй;

МаЈлаеннан ага ТирлЩр яЈгырдай.

Очадыр ЇрдЩк, ТизрЩк бул, тизрЩк;

КитмЩсен ерак, Ат мылтыкны, ат!

Атты, шарт итте, Каты —ил чыгып,

ЭшлЩпЩ —илгЩ Очты да китте.

®рдЩк югалды, ЭшлЩпЩ калды,

Мескен эшлЩпЩ –ЩрЩхЩтлЩнде.

Аттым мин кошка, КитмЩде бушка:

Алып кайтамын МЩ—рух эшлЩпЩ.

КйлсЩ кйлЩрлЩр, КешелЩр кЇреп,

ТишеклЩреннЩн –ил торыр йреп.

 

ПОЕЗД БАРГАН КиЙГШ 

Дймбер карчык йортына

ТЩрЩзЩсенЩ кыйна,

НишлЩп иртЩ йоклаган,

Торсын Щле Фатыйма!

КичЩ эчтек партебин,

 БерлЩп тЇгел алтыдин,

 Нинди йоклау ул Щле

 Пирбуенчы яртыдин.

ЗЩйни белЩн

 ШЩйхетдин Килеп керде ишектин,

Кыска буйлы Фатыйма

Торды гЇя бишектин.

—    ИсЩнмесез, кунаклар,

—    Сез дЩ саумы, аппаклар?

—    ШйдЩ, дуслар, эчЩбез,

Шле безнеЈ яшь чаклар.

ЭчЩ дуслар чЩкЩшеп,

КЇзне кЇзгЩ текЩшеп;

ЭчкЩн була карчык та,

®зе беткЩн бетЩшеп.

ФатыйманыЈ кыз чагы, »авадагы кош чагы,

Харап булган бу ййдЩ,

Суына тйшкЩн кочагы.

ВСТУПАЮЩИМ  НА  ЖИЗНЕННЫЙ  ПУТЬ

Я знаю, дети: иногда вам в школе скучновато;

Порядки Жёстки чересчур и правил многовато.

 Бывало, в детстве, как и вы, я тяготился ими,

К свободе пролагал пути я мыслями своими.

Пришла пора. Свободен я. Сбылось, о чём мечтал я.

Смотрю: уЖе не в школе я. Большим и взрослым стал я.

Пути открылись предо мной. Зовут меня сверкая,

 Вот радость, думаю, теперь я с Жизнью поиграю.

Всё буду делать, что хочу: шалить, играть, смеяться,

За всю за школьную муштру смогу я отыграться.

Я вышел в путь. Увы! Ходить я не умею что ли?

Нет почему-то на пути ни радости, ни воли.

Свободы, счастья нет. Стою порою на дороге

 И с места не могу сойти: болят, не ходят ноги.

Пока искал я к счастью путь и к радости дорогу,

Значенье слова «Жизнь» и «Жить» я понял понемногу.

Жизнь есть старание в труде, не зная утомленья,

Не позволяя над собой взять верх позору лени.

Жить означает здесь пройти весь Жизни путь священный,

Тобой Аллаху т воему, народу посвящённый.

Я счастлив этим счастьем, в нём есть для меня отрада.

 Доволен я своим путём, другого мне не надо.

Случится если, на пути на Жизненном я встану,

Об отдыхе придёт мне мысль или когда устану,

Воспоминаниям тогда я предаюсь на воле,

На крыльях памяти тотчас я устремляюсь к школе.

Как я скучаю в этот миг по правилам несносным!

Зачем я вырос, говорю, и для чего быть взрослым?

Зачем расстался навсегда я с детством, школьным раем?

Зачем не маленький Апуш? Зачем я стал Тукаем?

1910


Support RusEdu
Design by Omar Romero

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.