село Три Озера

lyosha98 15 Март, 2011 село Три Озера Комментарий

 

Три Озера в сердце России

                Первое упоминание о трёх озёрах, существовавших в государстве Волжская Булгария, содержится в летописи Ахмеда ибн-Фадлана, который 12 мая 922 года прибыл в наши края с пятитысячным посольством из Багдада. На берегах озёр располагалась тогда летняя ставка булгарского царя Алмуша. «Когда мы прибыли к царю, - пишет ибн-Фадлан, - мы нашли его остановившимся у воды, называемой Хеллече, а это три озера, из которых два больших и одно поменьше. Однако, из всех их нет ни одного, в котором дно было бы достижимо». Алмуш созвал в ставку у трёх озёр предводителей булгарских племён и представителей народа, которые выслушали письмо багдадского халифа и согласились принять ислам в качестве официальной религии Волжской Булгарии. В более позднем переводе рукописи ибн-Фадлана три озера именуются не Хеллече, а Халджа  так называли это место жившие здесь булгары.

                В материалах состоявшейся в 2009 году в Камском Устье всероссийской спелеологической конференции отмечено, что три глубоких озера, описанные в Х веке арабским путешественником Ахмедом ибн-Фадланом, имеют карстовое происхождение.  Это означает, что котловина озера образуется в результате размывания горных пород одновременно поверхностными и подземными водами. Участники конференции считают также, что это первое письменное упоминание карста на территории России.

                Однако в современной литературе, в частности, в Татарской энциклопедии, встречается ошибочная версия искусственного происхождения этих озёр. Версия, видимо, возникла потому, что помещики Молоствовы, владевшие селом Три Озера в течение 226 лет, не раз расширяли границы озёр, используя для этого ручной труд своих крестьян. Поэтому в некоторых архивных документах и остались сведения, что озёра копаные. Ошибочность этой версии подтверждает уже то, что в жалованной грамоте, выданной Ивану Ивановичу Молоствову в 1689 году, ещё до создания здесь русского поселения, впервые упоминается «урочище Три Озера», то есть участок с озёрами, резко отличающийся от окружающей его местности.

                 Исторические русские названия трёх озёр зафиксированы в Списке населённых мест Казанской губернии за 1859 год  Атманское, Чистое и Курышевское. В советские времена названия исказили, и озёра стали именоваться Атаманское, Чистое и Безымянное  сначала в просторечии, а затем и в официальных документах. В 1978 году все три озера были объявлены памятниками природы Республики Татарстан.

Атманское озеро

Атманское озеро расположено в северо-западной части села Три Озера. До революции самая крайняя улица здесь в народе называлась Атманки (современная Садовая), от которой и озеро стали именовать Атманским. Предположительно, слово «атманки» в народных говорах могло означать крайнюю улочку селения, расположенную на отшибе. Слово «атаман» к происхождению назания озера не имеет никакого отношения. По официальным данным, сегодняшняя площадь водного зеркала Атманского озера  14 гектар, объём - 113 тыс. кубометров, длина 500 метров, максимальная ширина 380 метров, средняя глубина 0,8 метра, максимальная глубина 1,8 метра. Форма овальная, вода жёлтого цвета, без запаха, очень мутная, маломинерализованная. Питание за счёт атмосферных осадков и грунтовых вод.

Чистое озеро

Чистое озеро расположено в центре села у Христо - Рождественской церкви. На-звание изначально дано в связи с более прозрачной, чистой по сравнению с дру-гими озёрами, водой. Объясняется это тем, что талые воды с полей поступали сю-да всегда из Атманского озера уже несколько отстоявшимися. Кроме того, Чистое озеро самое глубокое, незаиленное, и в нём наиболее активно происходит про-цесс пополнения его подземными водами. По официальным данным, сегодняш-няя площадь водного зеркала Читого озера 13 гектар, объём - 220 тыс. кубомет-ров, длина 640 метров, ширина 380 метров, средняя глубина 2,0 метра. Форма округлая, питание за счёт грунтовых вод.

Курышевское озеро

Курышевское озеро находится в южной части села. Словом «курыш» (с ударени-ем на «ы») в старину в России называли индюка, точнее индейского петуха. Воз-можно, крестьяне в этой части села Три Озера отличались в старину разведением индеек, или курышей, в связи с чем улочки здесь могли получить в народе назва-ние Курыши, а озеро рядом с ними Курышевское. Безымянным оно стало в советские времена, когда в народной памяти стёрлись многие дореволюционные названия. По официальным данным, сегодняшняя площадь водного зеркала Курышевского озера 10,4 гектара, объём - 135 тыс. кубометров, длина 480 метров, максимальная ширина 410 метров, средняя глубина 1,3 метра, максимальная глубина 1,9 метра. Форма круглая, озеро имеет утойчивое подземное питание (в другом источнике указано, что питается за счёт атмосферных осадков и грунтовых вод). Вода слабминерализованная, очень мягкая, слабомутная, жёлтого цвета, без запаха, гидрокарбонатно-сульфатно-кальциевого типа.

Храм « Рождества Пресвятой Богородицы»

На берегу Чистого озера стоит храм, похожий на величественный замок. Это одна из старейших и красивых церквей Спасского района, которая построена в 1771 году на средство помещика Льва Ивановича Молостова. Спустя сто лет храм перестроил другой Молостов – Михаил Модестович. Первое богослужение состоялось в 1778 году, службу здесь велась без перерыва вплоть до 1930 года. А потом пришли иные времена… Вряд ли Молостовы могли предложить, что в храме, в святом месте, разместится склад для зерна. Ещё в 1997 году здесь была мельница, стояли жернова… Храм является памятником архитектуры , выполненным на высоком художественном уровне. Христа - Рождественская церковь – трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с пределами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Отдельно стоящая колокольня имеет строгие классические формы. Сейчас в Спасском районе на селе 6 действующих храмов. В церковной ограде хоронили членов семей местных помещиков Молотовых . Сейчас могилы заброшены. Правда, у местного батюшки Георгия есть задумка очистить и облагородить прилегающую к церкви территорию, чтобы люди сполна могли насладиться величием и красотой храма. Но на все нужны деньги, а их в приходе отца Георгия, так же, как и у прихожан, немного. 26 июня / 9 июля. Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь иконы Тихвинской Чудотворной Божией Матери, явленной земле Российской как благая весть. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы, одобренная Ею со словами: « С этим образом благодать Моя и сила», - икона была передана в дар правителю Антиохи Феофилу. После его кончины была перенесена в Иерусалим и в V веке – в Константинополь, где для иконы была выстроена церковь, известная как Влахернская. Несколько столетий спустя, в 1383 году икона была явлена в небе над Ладогой. Сопровождаемая толпами ладожских рыбаков, крестьян, женщин и детей, священниками и монахами, икона шествовала по Русской земле. На месте, выбранном Ею, реке Тихвинке возведена церковь, вокруг которой впоследствии был основан монастырь Самой Царицы Небесной Её Чудотворным образом, ставший Великой лаврой Успения Пресвятой Богородицы. Разгорался свет Чудотворной иконы Тихвинской по Русской земле, в годы Смут собирая Русь воедино, защищая от внешних врагов, милость страждущим изливая, чудесами в вере утверждая.          Имела икона одну особенность – сама выбирала место своего пребывания. Так, в годы Великой Отечественной войны, когда оскудела вера и воцарилась безбожье, икона покинула Россию и полвека пребывала в Америке в Чикаго в Свято - Троицком Соборе. Лишь в 2004 году возвратилась на Русскую землю, в Тихвинский Свято – Успенский монастырь, а с иконой возвратилась на землю и благодать « Чадоподательница » Один из списков Чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери ( ix века ) находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера Спасского района Республики Татарстан и занимает центральное место. Как любящая мать Пресвятая Богородица заботится о семейном благополучии всех с верою к Ней притекающих и приносит в семьи великую радость - зачатие и рождение детей. «Чадоподательница» - ласково называют эту икону в храме. С любовью и надеждой припадая к Чудотворному образу, люди уходят утешенные Ею, возвращаясь уже с благодарностью к Ней.


Рекомендуемые публикации

Комментарии


Добавить комментарий

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Добавить комментарий
Заголовок
Текст (Обязательное поле)
Ваше имя (Обязательное поле)
Адрес электронной почты (если имеется)
Ваша персональная страничка (если имеется)
Введите код, который указан на картинке:
 authimage

Support RusEdu
Design by Omar Romero

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.